Открыть меню

8 800 2500 342

Денис Назаров: «Москва должна быть самым удобным для ведения бизнеса мегаполисом мира!»

Денис Назаров: «Москва должна быть самым удобным для ведения бизнеса мегаполисом мира!»

Московское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» – объединение ярких и прогрессивных предпринимателей столицы, профессиональное сообщество, помогающее выстроить диалог муниципальных властей с деловыми кругами столицы.

«Деловая Россия Москвы» оказывает поддержку развитию бизнеса в столице, содействует налаживанию новых, полезных для него контактов. И конечно, всеми доступными средствами пытается помочь бизнесу пережить непростые времена пандемии.
«Экономика Москвы сейчас – один из локомотивов, тянущих ввех экономику всей России», – считает председатель Московского регионального отделения «Деловой России» Денис Назаров. Но даже самый сильный локомотив нуждается в топливе, профилактике и ремонте, чтобы беспрепятственно и эффективно двигаться вперёд. О поддержке, оказываемой «Деловой Россией Москвы» бизнесу столицы, работающему в сфере потребительского рынка, Денис Андреевич Назаров рассказал нашему изданию.

– Денис Андреевич, как председатель Московского регионального отделения «Деловой России», вы, разумеется, владеете обширной информацией о том, как весь московский бизнес переживает эти непростые времена. Но данный выпуск RBG посвящён потребительскому рынку, и наши вопросы сегодня будут касаться, прежде всего, этой сферы. Осветите, пожалуйста, общую картину: какова ситуация на потребительском рынке Москвы? Какие отрасли по итогам двух лет пандемии сильно «просели», какие, наоборот, «поднялись»? Каковы тенденции? Отличаются ли они в столице от тенденций по России в целом?
– Определяющим фактором в потребительском поведении является пандемия COVID-19. Мы видим, что загрузка баров, кафе и ресторанов по-прежнему не вернулась на допандемийный уровень. Тоже относится к непродуктовой офлайн-торговле. Сильно пострадали отрасли фитнеса, индустрии красоты, массовых мероприятий, кинотеатры. В целом список пострадавших отраслей объективно отражает картину. Большинство из них по-прежнему не восстановилось. Мы действительно наблюдаем рост экономики в Москве, но он происходит за счёт строительного сектора, промышленности и IT. Также хорошо чувствуют себя продуктовая торговля, онлайн-торговля и службы доставки. В общем, потребительский сектор выглядит чуть хуже рынка. Это можно видеть даже по биржевым котировкам.

– Какие меры поддержки были внедрены в этой сфере? Какие из них оказались действенными, а какие – малоэффективными?
– В 2021 году мы видели сразу целый комплекс мер поддержки пострадавших отраслей – как от правительства России, так и от правительства Москвы. На федеральном уровне самыми востребованными были субсидии и кредиты на выплату заработной платы. На уровне Москвы – заморозка переоценки кадастровой стоимости, обнуление арендной ставки за городское имущество. И отдельно выделю уникальную субсидию для предприятий общепита – стопроцентное возмещение расходов по ЖКХ за третий квартал 2021 года (как мы помним, это время второго общероссийского локдауна).
Про малоэффективность говорить не стоит. Есть, конечно, какие-то меры, которыми воспользовались меньше, но ими же всё равно пользовались, и какие-то пусть не тысячи, но сотни компаний смогли сохранить себя на рынке, что, безусловно, очень важно.

– Кто из представителей сферы на данный момент, на ваш взгляд, больше всего нуждается в поддержке – и в какой? Что предпринимает «Деловая Россия», чтобы добиться для них такой помощи?
– Прежде всего, компании из отрасли общепита, конкретно – ресторанный сегмент, а
также фитнеса, индустрии красоты. Последним пришлось хуже всех, так как спа-центры и клиники медицинской косметологии не вошли в список пострадавших отраслей из-за того, что у них не было отдельного ОКВЭД. В ходе общения с предпринимателями из этого сектора мы в московской «Деловой России» выявили эту проблему и спустя год переписки с министерствами экономики и здравоохранения решили её. В результате у отрасли спа и медицинской косметологии появился новый отдельный ОКВЭД, и тысячи компаний по всей стране могут претендовать на меры господдержки.

– Как раз в сфере потребительского рынка в Москве до пандемии бурно развивалось малое предпринимательство. А как обстоят дела сейчас? Есть ли статистика: сколько процентов предприятий этого сегмента прекратило существование, сколько открылось за два последних года? Каких сегментов коснулись самые значительные изменения?
– Число ИП, малых и микропредприятий в Москве стабильно и даже показывает небольшой прирост. Число самозанятых серьёзно выросло за последние два года. Многие микропредприятия по достоинству оценили этот налоговый режим и зарегистрировались как самозанятые. При этом, конечно, произошло обновление сегмента МСП в части малого бизнеса. Какие-то компании и ИП покинули рынок, но радует то, что на их место пришли другие. В целом произошло некоторое оздоровление рынка, так как его покинули игроки с плохими финансовыми и бизнес-схемами, не имевшие подушки безопасности, не сумевшие адаптироваться под новые условия. А последнее в бизнесе особенно важно. Наверное, в силу большого числа компаний самые серьёзные изменения затронули всё тот же общепит и непродовольственную торговлю. Но даже общепит за 2021 год показал прирост числа компаний и ИП в несколько сотен.

– С 1 января 2022 года услуги общественного питания освободили от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с 2 пунктом 2 статьи Федерального закона No 305-ФЗ. Кроме того, они смогут применять пониженную ставку по страховым взносам. Какую роль в установлении этой поддерживающей меры сыграла «Деловая Россия»? Насколько комфортны условия, которые нужно выполнить бизнесу, чтобы воспользоваться этими льготами?
– Надо сказать, что обнуление НДС для отрасли общественного питания, равно как и льготы по социальным взносам, – это огромный шаг вперёд для делового и инвестиционного климата в стране. Очень приятно, что «Деловая Россия Москвы» имеет к этим изменениям самое непосредственное отношение. Главный разработчик реформы, человек, который больше года доказывал необходимость этого шага в самых разных кабинетах, – председатель нашего Комитета по ресторанному бизнесу Сергей Миронов.
Вся история очень показательна. Власть готова прислушиваться к бизнесу, главное – иметь хорошо аргументированную позицию. В результате мы в скором времени увидим обеление ресторанного рынка, приток инвестиций в сектор общепита и его качественное развитие.
Что касается условий, выставленных в законе, то они вполне комфортны для подавляющего большинства рестораторов. Выручку свыше двух миллиардов имеют только крупные сети фастфуда, которые никак нельзя отнести к малому и среднему бизнесу. Остальные ограничения также логичны и обоснованы.

– Насколько успешно внедряется в сфере потребительского рынка цифровизация? Какие примеры можно назвать многообещающими?
– В целом – очень и очень успешно. Всё больше даже небольших компаний создают мобильные приложения, внедряют передовые IT-решения. Пандемия подтолкнула многие компании перевести услуги в интернет-формат. Знаю пример, как частная школа танцев работала по Zoom, и часть таких занятий они сохранили.
Глобальный тренд – онлайн-торговля и услуги. Потребитель постепенно уходит в цифру, и бизнес просто вынужден идти за ним. Кинотеатры существенно потеряли в зрителях, но вырос и развивается бизнес онлайн-кинотеатров.
Хочу также отметить, что растёт число услуг для бизнеса в электронном виде со стороны городских министерств и ведомств. Так, в прошлом году стартовал онлайн-приём предпринимателей многими городскими службами.

– Каковы прогнозы в сфере потребительского рынка в целом на наступивший год? И можно ли вообще планировать что-то в столь нестабильное время?
– Пандемия оказала огромное влияние на потребительское поведение, начиная с минимизации посещений мест массового скопления людей и, как следствие, роста популярности служб доставки и онлайн-торговли и заканчивая элементарным изменением покупательского потока. Так, в столице, в силу перевода значительной части граждан на удалённую работу, стало меньше людей в офисных центрах и в центре города, а в спальных районах, соответственно, клиентский поток вырос.
Московская экономика показала высокую устойчивость даже в пострадавших отраслях. То, что ВРП Москвы вырос по отношению к 2019 году, – очень хороший показатель. Вслед за строительством и промышленностью можно будет ждать роста и в секторе услуг, и на потребительском рынке. Определённое давление на сектор ретейла и услуг будет оказывать снижение покупательной способности граждан, будем ждать решений правительства в этой сфере. И конечно же, будет перераспределение внутри секторов, непродовольственная торговля продолжит смещаться в сторону онлайна. Долгосрочно планировать, безусловно, непросто в силу того, что мало кто может предсказать, насколько долго продлится история с COVID-19, но в целом контуры новой экономической реальности видны, большинство игроков рынка адаптировалось к ним и строит свои стратегии с учётом новых реалий.

– Какие планы у московской «Деловой России» в 2022 году?
– Этот год мы посвятим углублению работы над отраслевыми проектами. Недавно мы реформировали систему комитетов и создали несколько новых, в том числе комитеты по рынку БАД, речному транспорту, цифровой экономике и ряд других. Начал работу Центр развития франшиз «Деловой России Москвы». В нём начинающие франчайзи смогут получить целый ряд бесплатных консультаций. Вне сомнения, мы продолжим продвигать наши глобальные инициативы по изменению нормативно-правовых актов в целях совершенствования делового климата столицы. К примеру, продолжим работу над принятием закона «О риелторской деятельности». В главном наша цель неизменна: Москва должна быть самым удобным для ведения бизнеса мегаполисом мира. И в тесном диалоге с властями города мы продолжим двигаться к этой цели!

Беседовала
Елена Александрова